Приёмы воздействия
направленные на преодоление
отклонений в поведении подростков.
1. Опора на положительные стороны подростка, добрые начала, дать им развиваться, окрепнуть, благодаря чему побуждаются добрые чувства, положительные интересы и устремления.
2. Постановка перед подростком увлекательной перспективы, в результате которой он идёт к радостному событию, преодолевая на пути к достижению намеченной цели трудности и преграды.
3. Переключение подростка на интересное, увлекательное дело, в процессе которого приобретается положительный опыт, преодолеваются нежелательные качества личности.
4. Внимательное, заботливое, чуткое отношение педагога к подростку, что естественно вызывает у него чувство благодарности и удовлетворения за заботу о нём, чувство уважения к наставнику.
5. Укрепление веры в себя и свои силы.
6. Доверие - когда подростку поручается интересное, желаемое дело, в процессе выполнения которого он упражняется в правильном поведении.
7. Сильное педагогическое воздействие на психику подростка, в результате которого уничтожается порочный тип его поведения, рождаются положительные установки. Возникает недовольство собой, отвращение к прежнему поведению, неприязнь к недостаткам, желание стать лучше.
Заповеди педагогики сотрудничества.
1.Любите подростка
2. Систематически изучайте подростка
3.Верьте в него
4.Старайтесь понять его
5.Станьте другом подростку
6.Будьте чутки к его духовному миру
7.Уважайте человеческие достоинства в подростке
8.Оценивайте поступок, а не личность
9.Умейте слушать и слышать подростка
10.Будьте строгими и добрыми
Рекомендации руководству групп по работе с учащимися.
Рекомендации по работе с учащимися с заниженной самооценкой:
- включать в общественные посильные дела;
-хвалить за самостоятельность;
-не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности;
-привлекать подростка к занятиям в кружках и секциях познавательного характера;
-отношения с замкнутыми учащимися должны быть ровные, открытые (негативизм относить к поступкам, а не к личности в целом);
-соблюдать осторожность при передаче таким учащимся стрессовой ситуации;
-не навязывать поручения, но и не отвергать инициативу, давать почувствовать принадлежность к коллективу.
Рекомендации по работе с учащимися с завышенной самооценкой:
-приучать правильно относиться к критике;
-привлечение подростка к участию в общественной работе, особенно к выполнению поручений, способствующих преодолению заносчивости, самоуверенности, уверенности, эгоизма.
Рекомендации по работе с тревожным подросток:
-общаясь с подростком, не подрывайте авторитет значимых для него людей;
-учитывайте возможности подростка, не требуете от него, того что он не может выполнить. При достижении малейших успехов не забудьте похвалить.
-доверяйте подростку, будьте с ним честными принимайте таким какой он есть.
-будьте последовательны в воспитании;
-старайтесь делать как можно меньше замечаний;
-демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером подростку;
-способствуйте повышению самооценки подростка, чаще хвалите его, так, чтобы он знал за что;
-не предъявляйте завышенных требований.
Рекомендации по работе с агрессивным подростком:
-будьте внимательным к нуждам и потребностям ребенка;
-демонстрируйте подростку модель неагрессивного поведения;
-будьте последовательны в наказании (наказывайте за конкретный поступок);
-наказание не должно унижать подростка;
-обучать распознанию собственных эмоций;
-развивать способность к сопереживанию;
-учить подростка брать ответственность на себе;
-отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях;
-находить повод хвалить подростка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания, подросток убедиться, претензии были к его поступкам, а не к его личности в целом.
Рекомендации по работе с отверженными и изгоями:
-включать в общественно посильные дела;
-стимулировать психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке мероприятий);
-соблюдать осторожность при передаче таким учащимся стрессовой ситуации;
-оказывать помощь в организации дружеских связей в лицее;
-систематическое поощрение за успехи.
Рекомендации по работе с лидерами:
-воспитывать убеждение, что авторитет в коллективе основан на реальных делах;
-активировать внимание лидеров на дружеском и доброжелательном отношении к другим членам группы;
-создание условия для осознания учащимися зависимости друг от друга, убеждения в значении взаимопомощи.